Совет № 1 .     Правила поведения

В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ

   Не спешите войти в автобус, трамвай или троллейбус до тех пор, пока он не остановился. Затем, пожалуйста, подождите, пока не выйдут желающие это сделать пассажиры. Входя в общественный транспорт, не расталкивайте локтями других пассажиров, не стремитесь войти первым. Помните, что воспитанный человек и тут должен отдать предпочтение пожилым людям, больным, женщинам и детям.

   Более того, если вы сидите, а в вагон входит пожилой человек, беременная женщина, инвалид или ребенок, будьте добры - уступите им ваше место. С другой стороны, если кто-то уступил вам место в общественном транспорте, примите это предложение с очевидной благодарностью и не забудьте сказать человеку, совершившему этот поступок, доброе слово. Даже если вы отказались сесть на предложенное место (например, вы выходите на ближней остановке), не поскупитесь на улыбку и благодарность.

   За билет, как правило, платит каждый сам - мужчина и женщина. Мужчине следует помнить, что платить за проезд он может только хорошей знакомой. Билет всегда храните так, чтобы в любой момент вы его могли найти. Не занимайте сидячие места сумками или другими предметами. Если вы читаете книгу или газету в транспорте, держите ее так, чтобы не мешать пассажирам. Заглядывать в газету, которую читает другой пассажир, некорректно. В транспорте не следует причесываться, подкрашивать губы, прихорашиваться. Тем более невежливо входить в автобус, в трамвай и т.д. в грязной, пачкающей одежде. А также провозить какие-либо красящие, колющие, режущие и прочие предметы, которыми можно поранить кого-либо из пассажиров.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ЗА СТОЛОМ

Основные правила поведения за столом таковы, что их можно не всегда строго соблюдать в узком кругу, но никогда нельзя нарушать, когда за столом много гостей.

 Приходить в гости надо строго к назначенному времени. Еще того лучше - минут на 5-10 раньше. (Вообще опаздывать куда бы то ни было - наихудший тон. Человек, постоянно всюду опаздывающий, теряет уважение окружающих.)

Хозяева ждут опаздывающих не более 15 минут. Когда приходят гости, дверь обычно открывает хозяин дома. Хозяйке не обязательно выходить на каждый звонок в прихожую (за исключением случаев, когда приходят особенно почетный гость или пожилые родители). Хозяин должен помочь пришедшим раздеться. Затем приглашает их в комнату. Если вы пришли в гости с опозданием и все приглашенные уже сидят за столом, не совершайте второй ошибки - не обходите всех присутствующих, здороваясь с ними. Поздоровайтесь лишь с хозяйкой и извинитесь за опоздание. Хозяйка при этом не встает с места и не выясняет причину задержки! 

Рассаживая гостей, помогите им сесть поудобней. Мужчины должны отодвинуть стулья для дам. За стол можно садиться тогда, когда хозяйка (хозяин) пригласит вас, и после того, как сядут дамы. 

Существуют несколько правил, как рассаживать гостей. Почетные места для гостей - это там, где их будут меньше всего беспокоить и где им удобней. Почетными также могут быть места справа и слева от хозяйки и хозяина. Хозяйки сейчас занимают место за столом так, чтобы было удобно время от времени выходить на кухню. Если хозяин считает нужным оставить на ее долю хлопоты, он может сесть на противоположную сторону стола. Роль хозяев и организатора встречи состоит в том, чтобы создать атмосферу дружелюбия и хорошего настроения. 

Сев за стол, обратите внимание на собственную осанку. Сидите прямо, не напряженно, слегка опираясь на спинку стула, но не развалясь на нем. Локти - если вы их положили на стол - будут мешать вашим соседям. Не склоняйтесь низко над тарелкой. Полотняную салфетку положите себе на колени. Руки и рот вытирайте бумажными салфетками.

Закончив еду, полотняную салфетку положите на стол. Подавать кушанья начинают с дамы, сидящей по правую руку хозяйки или хозяина. Не отказывайтесь от какого-либо блюда, ссылаясь на то, что оно вам не нравится или вредно. Откажитесь вежливо и без объяснений. Если вы уронили нож или вилку, не старайтесь поднять их. Попросите другой прибор. Во время еды нож держат в правой руке, вилку - в левой. При этом не отставляйте в сторону мизинец. Если вы решили передать кому-нибудь прибор, держите его за середину. Берут прибор за ручку. 

Не дуйте на слишком горячую пищу и напитки. Не чавкайте. Не причмокивайте. Не прихлебывайте. Невежливо выбирать лучшие куски из общего блюда. Берите тот кусок, который лежит ближе к вам. Не следует наполнять рот большим количеством пищи или откусывать большие куски. Старайтесь есть беззвучно, не торопясь. 

Если вы обожглись каким-либо горячим кушаньем, выпейте воды. Какое-либо другое действие недопустимо. Как бы вы ни были разочарованы каким-либо блюдом, тот кусок, который находится у вас во рту, должен быть съеден. Изо рта можно вынимать лишь рыбьи кости и фруктовые косточки.

Если в солонке нет ложечки, набирайте соль кончиком своего ножа. Нож при этом должен быть сухим и чистым. Если еда временно прерывается, приборы кладут на бортик тарелки так, как их держали. Приборы, положенные на тарелку ручками вправо параллельно друг другу, означают, что можно приступить к уборке использованной посуды.

Если вы - хозяева дома, никогда не заканчивайте свое блюдо первым. Подождите, пока закончат гости. Особенно если это последнее блюдо. За столом не принято курить. Если мужчина хочет выйти из-за стола, он спрашивает разрешения. 

Принято сажать за праздничный стол детей старшего возраста. При этом они должны соблюдать следующие правила: не брать кушанья первыми (подождать, пока возьмет кто-либо из взрослых), предлагать кушанья своим соседям и лишь затем накладывать себе. Кроме того, дети, сидящие вместе со взрослыми за столом, обязаны соблюдать общие правила поведения, которых придерживается всякий культурный человек. 

С приходом гостей хозяева должны выключить телевизор. Лишь в исключительных случаях можно предложить посмотреть интересную передачу, пока соберутся все гости. Если же гости отнесутся к вашему предложению без охоты, откажитесь от своей затеи. 

Нельзя критиковать блюдо, приготовленное хозяйкой. Зато хвалить -обязательно. За столом не принято говорить о болезнях и неприятностях. Не заводите разговор с человеком, сидящим слишком далеко от вас, дождитесь, когда можно будет пересесть к нему поближе. Не затрагивайте темы неинтересные и непонятные другим. Перед уходом не забудьте поблагодарить хозяев за вкусное угощение и приятно проведенное время. Если вам надо уйти раньше других, сделайте это незаметно. Попрощайтесь с хозяевами и извинитесь перед ними. Не засиживайтесь в гостях до глубокой ночи. Особенно если в доме, в котором вы застольничаете, есть дети.

 

 

                                                                                                                                     

 

                                                                                                                                                 Совет №2

КАК ВЫБРАТЬ ПРОФЕССИЮ

        Если Вы читаете эту статью, значит, Вас интересует Ваше будущее, Вы решаете один из сложнейших жизненных вопросов. Поздравляем Вас – Вы на правильном пути, Вы самостоятельно, смело приближаетесь к успеху.

       Проблема выбора профессии известна с давних времен. К вопросам правильного профессионального определения в разное время обращались Аристотель, Т. Мор, Т. Кампанелла, Р. Оуэн, Т. Гоббс, М. Монтень, Гете, Гегель. И она неоценимо важна, поскольку затрагивает интересы как отдельно взятого человека, так и общества в целом. Она определяет, построит ли человек карьеру, будет ли развиваться общество.

       Как же изначально сделать правильный выбор, выбрать оптимально подходящий путь профессионального развития, выбрать профессию, которая не только пользуется популярностью, является востребованной, но и будет интересной, любимой, приносящей заработок?

       Идеальной формулы успешного выбора профессии не существует, но мы постараемся приблизиться к ней ближе.

       И первым условием успеха мы видим САМОАНАЛИЗ. Изучайте, тестируйте себя, отвечайте себе на вопросы: "ЧТО Я ХОЧУ?", "КТО Я В ЭТОМ МИРЕ?", "ЧТО Я МОГУ?".

       "ЧТО Я ХОЧУ?" – вопрос осознания собственных профессиональных потребностей. Осознанная потребность – мотив, указатель, куда нужно двигаться, что нужно искать. Осознать потребность не так легко и зачастую даже профессионалу тяжело навскидку сказать, что именно его привлекло в профессии.

       Профессиональными мотивами могут быть: интерес к какому-либо делу, престижность, популярность, востребованность профессии, хорошие условия труда, зарплата, карьерный рост и т.п.

       Очень важно совместить будущую профессию со своими мотивами, если ими пренебречь, в будущем они будет о себе напоминать. Ну а главным мотивом выбора профессии является, конечно, ИНТЕРЕС. Если Вам нравятся животные, растения, то Вам будет интересно в своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если Вы любите технику - интерес к ней будет поддерживать Вас в деятельности инженера-конструктора или физика-теоретика.

       "КТО Я В ЭТОМ МИРЕ?", "ЧТО Я МОГУ?" – вопросы изучения своего характера, темперамента, своихспособностей и возможностей. Тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с Вашим личностным, характерологическим типом. Скажем, если Вы общительны – Вам больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а если эмоционально неустойчивы – не сможете выполнять рутинную работу, требующую концентрации в течение длительного времени.

       Каждая профессия предъявляет профессионалу определенный набор профессионально-важных качеств. Например, водителю важно внимание, дизайнеру – образное мышление и т.д. Изучайте свои способности и соотносите их с профессионально-важными качествами профессий. Боритесь, работайте над собой, познавайте себя. Это позволит увидеть Ваше место в мире профессий, слабые стороны Вашей личности, подскажет что нужно развивать и тренировать. Помните, что способности, интересы или черты характера – исключительно гибкие, изменяющиеся качества.

       Помочь лучше узнать себя поможет нехитрое упражнение: посмотрите на себя глазами другого человека. Конкретного человека, которого Вы хорошо знаете. Попытайтесь объяснить свои поступки так, как это сделал бы другой человек. Вы поймете, каким Вас видят другие люди.

       В ситуации сомнения выбирайте ту профессию, где Ваши способности будут максимально реализованы, в этой деятельности Вы добьетесь наибольшего успеха.

       Вторым условием успеха мы представляем ВНЕШНЮЮ АКТИВНОСТЬ. Узнавайте, интересуйтесь, выясняйте, добивайтесь. Вокруг нас существует мир, который ответит на все вопросы. Источниками информации могут быть: родители, учителя, друзья, знакомые, книги, журналы, справочники, Интернет, и наконец, профконсультанты. Чем больше Вы знаете о мире профессий, тем яснее представляете то из чего выбирать.

       Мир профессий колоссально сложен и многогранен и изучая его необходимо представлять законы по которым он живет и развивается, а для этого нужно четко разбираться в его структуре и терминологии. Поэтому нужно поговорить об этом более подробно.

       ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, требующий развития определенного уровня специальных знаний, умений и навыков, служащий источником доходов.

       Профессия объединяет в себя группу родственных специальностей (например, профессия «водитель» содержит в себе специальности: "водитель автобуса", "водитель троллейбуса" и т.д.).

       СПЕЦИАЛЬНОСТЬ – отдельная отрасль науки, техники, мастерства или искусства.

       СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ – процесс приобретения специальных знаний и навыков в какой-либо области.

       КВАЛИФИКАЦИЯ – уровень общей и специальной профессиональной подготовки человека, степень развития профессиональных знаний и навыков; степень и вид профессиональной обученности, необходимые для выполнения конкретного вида работы. Квалификация определяется, в первую очередь, присвоенными профессионалу разрядами.

       ДОЛЖНОСТЬ – трудовые обязанности человека, которые он должен выполнять, занимая определенное положение в штатной структуре предприятия или учреждения.

       Для простоты понимания представьте следующую цепочку: проучившись в вузе по СПЕЦИАЛЬНОСТИ "психология" и пройдя СПЕЦИАЛИЗАЦИЮ "детская и возрастная психология", мы получили КВАЛИФИКАЦИЮ "детский психолог", чтобы пойти работать на предприятие и исполнять ДОЛЖНОСТЬ "детского психолога" по ПРОФЕССИИ "психолог".

       Каждая профессия имеет свои признаки, которыми она отличается от других, либо сходна с другими. К ним относятся: объект труда, предмет труда, цели труда, задачи труда, средства труда, условия труда, результат труда, оплата труда, требования к уровню образования, здоровью, профессионально важным качествам субъекта труда и др.

       Объект, предмет труда – то на что направлен этот труд.

       Цель труда – основное предназначение профессии.

       Задачи труда – способы и приемы достижения цели труда.

       Средства труда – это предметы материального мира, обеспечивающие оптимальное выполнение трудовой деятельности; то, с помощью чего осуществляется труд.

       Результат труда – продукт выполненного труда.

       Оплата труда – форма вознаграждения за труд.

       Требования к уровню образования – нормативно установленный для профессии образовательный стандарт.

       Профессионально важные качества – социально-психологические, психологические и психофизиологические качества личности, соответствующие требованиям профессиональной деятельности.

       Например, объектом труда профессии «учитель» является ученик, а предметом – знания ученика; целью труда – обеспечение процесса обучения согласно необходимых нормативов; задачами труда – выступление перед классом, проведение контрольных, лабораторных работ, и т.д.; средствами труда – класс, парты, стулья, доска, учебники, видеоаппаратура и т.д.; результатами труда – успешно сданные учениками нормативы; оплатой труда – заработная плата, социальные льготы; требованиями к уровню образования – высшее педагогическое образование, специализация по предмету; требованиями к профессионально важным качествам – трудолюбие, любовь к детям, целеустремленность, общительность, развитые организаторские способности, хорошая память, внимание, воображение и т.д. Такое комплексное описание профессии называется профессиограммой.

       Классифицируя профессии по их признакам удобно изучать мир профессий. Например, по востребованности можно выделить – востребованные и не востребованные профессии; по популярности – популярные и не популярные, по заработку – высокооплачиваемые и не высокооплачиваемые, по требованию к образованию – требующие начального профессионального, среднего профессионального, или высшего профессионального образования и т.п.

       Сегодня существует множество различных классификаций профессий. Например, по предмету труда выделяются типы профессий: человек-человек, человек-природа, человек-техника, человек-знаковая система, человек-художественный образ; по средствам труда – отделы: ручного труда; машинно-ручного; автоматических и автоматизированных систем; приборов, устройств, функциональных орудий труда; простых речеголосовых проявлений и т.п.; по характеру труда – классы: исполнительские, творческие и руководящие.

       Выбирая профессию, Вы планируете свой профессиональный путь далеко вперед, поэтому важно изучать и историю профессий. Мир очень быстро меняется, с появлением новых потребностей общества, появляются новые технологии, рождающие новые профессии, на смену одних приходят другие. Когда-то ни одно предприятие не могло обойтись без машиниста печатной машинки, почтовых пересылок, телефонная связь обеспечивалась огромным штатом телефонистов, теперь на смену приходят компьютеры, мобильная связь, Интернет. Но также существуют и "вечные" профессии, которые никогда не потеряют своей актуальности (врач, учитель).

       Цените время – еще один важный совет. Сейчас Вы решаете вопрос выбора профессии, а завтра уже будет необходимо выбирать вуз, а затем искать работу – жизнь так устроена, нельзя терять ни минуты. Будьте готовы к разумному выбору.

       Напоследок хочется предложить Вам удобную схему движения к профессиональному успеху.

                                                                                                       Основные шаги выбора профессии

   

 

 

1.

Составьте список профессий, которые Вам нравятся, Вам подходят;

 

2.

Составьте список своих требований к профессиональному будущему;

 

3.

Определите важность каждого требования;

 

4.

Оцените соответствие требований профессий с Вашими качествами;

 

5.

Проанализируйте, какая профессия больше других подходит Вам;

 

6.

Оцените свой выбор с родителями, учителями, друзьями, специалистами;

 

7.

Определите практические шаги к успеху.

 

 

                                                                                            

 

                                                                                            Совет №3.  Этикет

Термин "этикет" означает форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе.

Практическое значение этикета состоит в том, что он дает возможность людям без особых усилий использовать уже готовые формы общепринятой вежливости для общения с различными группами людей и на различных уровнях.

Основы этикета достаточно просты. Это: культура речи, которая предполагает не только ее грамматическую и стилистическую правильность, но отсутствие вульгарных слов, нецензурных выражений, слов-паразитов и элементарная вежливость, которая предполагает умение здороваться, прощаться, говорить "пожалуйста", "будьте добры", "будьте любезны", "извините", благодарить за помощь, услугу, желать спокойной ночи, доброго утра, хорошего аппетита, здоровья и пр.

Большое значение для общения людей имеет их внешний вид, одежда, умение правильно вести себя в общественных местах, в различных ситуациях. Благоприятное впечатление производит хорошо, со вкусом одетый вежливый человек, который знает, как держаться в любых обстоятельствах, и всегда ведет себя соответственно.

Манера разговаривать, умение поддерживать беседу имеют также немаловажное значение при обращении людей друг с другом. Для того, чтобы быть хорошим собеседником, нужно знать то, о чем говоришь, и уметь выразить свои мысли в такой форме, чтобы они были интересны и не выглядели как назидание или нравоучение.

Умение управлять своими отрицательными эмоциями свидетельствует о воспитанности и хороших манерах. В соответствии с этикетом, лучшее средство победить в себе и в других раздражение и недовольство - это человеческая улыбка.

В этикете высоко ценятся внимательность, умение выслушать говорящего, оказать услугу нуждающемуся в ней.

ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ

Большую роль играет способ обращения к собеседнику. Он может быть: 

o       официальным (товарищ, гражданин, по фамилии, имени, отчеству);

o       - интимным (дорогой Сергей, милая Оля);

o       - доверительным (уважаемые коллеги, друзья);

o       - шуточным (детское прозвище данного лица).

Тут все зависит от конкретных обстоятельств. И в первую очередь от того, в каких отношениях вы находитесь с данным человеком. Обращение "вы", прежде всего, свидетельствует о вашей собственной культуре. И, конечно же, оно подчеркивает ваше уважение к лицу, с которым вы беседуете. Это вежливое местоимение чаще всего употребляется при общении с незнакомыми и малознакомыми людьми и в официальной обстановке. Если вы действительно хорошо воспитаны и корректны, вы воспользуетесь этой формой обращения независимо от того, с кем вы в данный момент беседуете: будь то ваш непосредственный начальник или подчиненный, человек значительно старше вас или моложе, мужчина или женщина. Обращение "вы" ни в коем случае не унизит вас, даже если вы употребляете его в разговоре с человеком неприятным вам, с вашим соперником или даже врагом.

 

 

                                                                                                         

                                                                                                                                            Совет №4

Режим дня детей старшего школьного возраста

В подростковом возрасте необходимо обращать особое внимание на режим дня. Он необходим для того, чтобы избежать перенапряжения нервной системы. Следует так спланировать свой день, чтобы  было время на занятия, спорт и отдых. Ночной сон должен быть не менее 8—9 ч., он необходим для восстановления работоспособности.

Примерный режим дня подростков 12—17 лет, посещающих школу:

Режимные моменты

Время в часах

12—13 лет

14—17 лет

Пробуждение

7.00

7.00

 

Утренняя гимнастика, водные процедуры. Уборка постели, туалет

7.00—7.30

7.00—7.30

Завтрак

7.30—7.50

7.30—7.50

Дорога в школу 

7.50—8.20

7.50—8.20

Учебные занятия в школе

8.30—14.00             (8.45 -14.20)

8.30—14.00             (8.45 - 15.20)

Дорога из школы домой (прогулка)

14.00—14.30           (14.20 - 15.00)

14.00—14.30           (15.20 -16.00)

Обед

14.30—15.00           (15.00 - 15.30)

14.30—15.30           (16.00 -16.30)

Пребывание на воздухе, прогулка

(по возможности)

15.00—17.00

15.30—17.00

Приготовление уроков

17.00—19.30             

17.00—20.00

Ужин и свободные занятия (чтение, помощь семье, музыка и т.д.)

19.30—21.00

20.00—22.00

Приготовление ко сну (проветривание комнаты, вечерний туалет)

21.00—21.30

22.00—22.30

Сон

21.30—7.00

22.30—7.0

                                               

 

Сайты по подготовке к ГИА.

Ребята, настоятельно рекомендую зайти на следующие сайты по подготовке к ГИА:

http://www.uchimcauchitca.blogspot.ru/

http://капканы-егэ.рф/

онлайн-т