Воспитание детей 14-16 лет

Одним из наиболее сложных периодов воспитания ребенка считается возраст 14-16 лет. В эти годы у ребенка происходит глобальная перестройка сознания и организма. Пересечение социальных, гормональных, психологических проблем очень болезненно сказываются на состоянии ребенка и требуют грамотного и взвешенного отношения. Подростковый период - тяжелое испытание не только для родителей и учителей, но и для самого подростка. На 15 лет приходится пик этого тяжелого этапа. Родителям нужно помочь ребенку как можно более спокойно и гармонично пройти этот жизненный отрезок.

Помощь должна подаваться тактично, в уважительном ключе, потому что в это время подростки легко ранимы, вспыльчивы и непоследовательны. Именно к 14-15 годам дети начинают чувствовать себя взрослыми и самостоятельными: они могут убежать из дома или начать принимать наркотики. Важно помнить, что за каждым таким поступком стоит не нашедший понимания в среде близких людей ребенок.

Родителям подростков при общении со своими детьми следует иметь в виду, что происходящие в организме гормональные изменения выступают основой большинства юношеских проблем. Стремительные изменения в теле, бурный рост приводят к раздражительности, резкой смене настроений, вялости, повышению температуры, повышенному аппетиту и т.п. Как только фаза активного роста закончится (18-20 лет), пройдут и эти симптомы.

Помимо изменений, связанных с гормонами, у 15-летних детей резко меняется психика. Подросток, не думая, отвергает все, что исходит от родителей, и легко принимает все, что предлагают друзья и молодежные кумиры. Если ребенок мечтал посмотреть какой-то фильм и родители предложат ему пойти в кинотеатр, он откажется. Откажется и от поездки на пляж в жаркий день, если предложение будет исходить от близких. Родители должны это помнить.

В 15-летнем возрасте подростки создают свой внутренний мир и стараются его оградить от вмешательства извне. Желательно, чтобы у него была своя комната, куда следует входить, только предварительно постучав.

Не надо приходить в комнату 15-летнего подростка с уборкой: он сам будет там наводить порядок. Ребенку в этом возрасте важно знать, что в его отсутствие никто не заходил в комнату, не просматривал его личные записи, не перекладывал вещи. Если подросток будет уверен, что в комнату никто без него не заходит , доверие между ним и родителями только возрастет.

Ну и родителям следует помнить, что подростковый возраст быстро проходит. Важно его пережить правильно.

Воспитание у детей доброты  

Воспитание у детей доброты начинается в семье. В данном вопросе очень важна сама атмосфера в доме. Стремление к доброте рождается из взаимоуважения, заботы, осознания ценности добра. 

Доброта появляется только по доброте и без таковой не существует. Взаимоотношения ребенка и родителя строятся в эмоционально-нравственном плане, ребенок живет в ожидании доброго слова и с удовольствием творит добро в ответ. Когда ребенок проявляет свои лучшие душевные качества взрослые должны отнестись к нему с пристальным вниманием , избегая безразличия и резких слов. Однако перебарщивать с лаской тоже не стоит, постоянное сюсюканье и вседозволенность делает ребенка капризным, а самое главное, он перестает понимать ценность доброты. Доброта в сочетании с благоразумной требовательностью способствует осознанию ребенком важности хорошего отношения.

Желание нести людям добро надо всячески культивировать в ребенке, потому что это делает из него гуманную личность. Доброта рождается в деятельности, настоящий гуманизм заключается в способности нести добро, а не использовать людскую доброту. В сознании подрастающего ребенка должен четко сформироваться образ доброго человека, сопереживающего и стоящего на стороне добра в противовес злу. Дети понимают доброту как выражение абсолютной щедрости. Поощрять стремление ребенка к доброте – задача родителей.

Любовь к природе и живым существам так же развивает в ребенке самые хорошие качества: доброту, отзывчивость, щедрость. С этой точки зрения важно приобщать ребенка к выращиванию растений (дома и за городом), прогулкам на природе, уходу за животными.

 

                                              

Как помочь детям подготовиться к экзаменам

  Уважаемые родители!

       ГИА  основан на тестовых технологиях. Тестирование как новая форма экзамена накапливает свой опыт и требует предварительной подготовки всех участников образовательного процесса.

Самое главное в ходе подготовки к экзаменам - это снизить напряжение и тревожность ребенка, а так же обеспечить подходящие условия для занятий.

Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятность допущения ошибок.

Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате экзамена. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок, в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться". Наблюдайте за самочувствием ребенка. Никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением, стрессом. Первый шаг на пути избавления вашего ребенка от стресса состоит в том, чтобы научиться распознавать определенные признаки, сообщающие о том, что он испытывает стресс.

Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. Оптимальный режим занятий – 40 минут, 10 минут перерыв. В перерыве лучше заняться не умственной, а физической деятельностью: помыть посуду, громко спеть свою любимую песню, потанцевать, слепить из газеты свое настроение, порисовать. В зависимости от того, кто Ваш ребенок – «жаворонок» или «сова», пусть занимается преимущественно утром или вечером.

Днем можно (и нужно) заниматься и «совам», и «жаворонкам».

Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Хорошо бы ввести в интерьер для занятий желтые и фиолетовые цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность – достаточно повесить на стену картину, сшить покрывало или подушки, или просто развесить над столом листы цветной бумаги. Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища, сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага стимулируют работу головного мозга.

Помогите детям распределить темы подготовки по дням.

Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он этого не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью и т.д.

Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка для подготовки были различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренировка ребенка именно в форме тестирования, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.

Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.

Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

1. пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;

2. внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам учащиеся уже предполагают, ответ и торопятся его вписать);

3. если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;

4. если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант ответа.

Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

Признаки стресса:

·                    физические: хроническая усталость, слабость, нарушение сна (сонливость или бессонница), холодные руки или ноги, повышенная потливость или выраженная сухость кожи, сухость во рту или в горле, аллергические реакции, речевые затруднения (заикания и пр.), резкая прибавка или потеря в весе, боли различного характера (в голове, груди, животе, шее, спине и т.д.).

·                    эмоциональные: беспокойство, сниженный фон настроения, частые слезы, ночные кошмары, безразличие к окружающим, близким, к собственной судьбе, повышенная возбудимость, необычная агрессивность, раздражительность, нервозность по пустяковым поводам.

·                    поведенческие: ослабление памяти, нарушение концентрации внимания, невозможность сосредоточиться, неспособность к принятию решений, потеря интереса к своему внешнему виду, навязчивые движения (кручение волос, кусание ногтей, притопывание ногой, постукивание пальцами и пр.), пронзительный нервный смех, постоянное откладывание дел на завтра, изменение пищевых привычек (голодание или избыточный прием пищи), злоупотребление лекарствами, употребление алкоголя, курение. 

 

                                                                                                    Советы родителям.

                                                                             

 Если люди  говорят плохо о твоих детях ,-это значит, они плохо говорят о тебе

                                                                                       В.А.Сухомлинский

Вместо предисловия...

Для каждого из нас наш ребёнок самый лучший. И это правильно. Кто , как ни родители, сумеют понять и принять своего любимого сыночка или дочку. 

Быть родителем сложно.Быть не только родителем , но и другом для своих детей- очень сложно, но необходимо.

 

Совет первый... 

С каждым из своих детей мы обязаны  проживать жизнь заново:заново открывать для себя мир, совершать и исправлять ошибки.

И конечно, всегда быть честными. Честь, честность- основа доверительных отношений.

 

Совет второй...

Как готовить домашнее задание по русскому языку 
1. Для начала ученик должен приготовить рабочее место. 
2. Первое, с чего начать выполнять домашнее задание, – это выучить все необходимые правила. 
3. После того, как ребёнок выучил правила, пусть сделать более лёгкое задание. 
4. Он должен внимательно прочитать задание, вникнуть, и только после этого выполнять. 
 5. Если же задание письменное, то необходимо для отделения классной работы от домашней и для выставления отметки за работу пропускать  строку. 
6. Сначала нужно прочитать текст и записать в тетради «Домашняя работа», номер упражнения. Всё это записывается словами. 
7. После этого, диктуя его себе по слогам вслух или про себя, ребёнок записывает текст. 
8. Текст каждой новой работы ученик начинает с красной строки (2 см). 
9. Писать нужно аккуратным, разборчивым почерком без помарок, многих исправлений, с соблюдением полей. 
10. Все виды письменных работ школьник должен выполнять синим шариковым стержнем. Запрещается писать красными и другими цветными чернилами. Все страницы тетради должны быть чистыми. Исправления ошибок делается зачёркиванием неверно написанной буквы косой линией и написанием вместо неё правильной сверху. Не следует обводить буквы несколько раз. Если потребуется заменить слово, часть предложения или всё предложение, рекомендуется в этом случае зачёркивать написанное тонкой линией, но не употреблять скобок, т.к. скобки являются пунктуационным знаком. 
11. Не разрешается пользоваться резинкой, корректором. Грязно, небрежно и нечётко написанную работу учитель не принимает на проверку и предлагает ученику выполнить работу заново.
12. После того, как сделано основное задание, необходимо выполнить задание к упражнению. Грамотно списанный текст без грамматических заданий оценивается только на «3». 
13. Все подчёркивания и морфемный разбор проводить только графитным карандашом. 

 

Совет третий...когда экзамен на пороге...

1. Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не крити­куйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

2. Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов.  Ребенку всегда передается волнение родителей.

3. Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. 
    4. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок. 
    5. Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.
    6. Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. 
    7. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. 
    8.Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витами­нов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга. 
    9. Помогите детям распределить темы подготовки по дням. 
   10. Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упоря­дочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д. 
   11 Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует мно­жество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и уст­ных экзаменов. 
   12. Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрировать­ся на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен. 
   13. Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
  14. Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее: 
• пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу; 
• внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать); 
• если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться; 
• если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл поло­житься на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант. 
И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

 

Совет четвёртый...Как не надо воспитывать. 

 

Часто , бывая в магазинах, общественном транспорте, на улицах села либо города, становишься невольным свидетелем жизненных "картинок".

 

Картинка первая

  17апреля 2013 года. г.Тюмень

В городской автобус входит современная городская бабушка с двумя внуками лет 4-5.

Все места заняты, свободно только место кондуктора.

Бабушка говорит одному внуку:

- Садись.

Внук удивлённо отвечает:

-но ведь это место кондуктора, нельзя!

Бабушка с явным недовольством:

-Мне какая разница, чьё это место, сказано: Садись!

Внук нерешительно сел . Бабушка с воинственным видом осталась стоять. Кондуктор стоял поодаль?????

 

Совет пятый: как привить любовь к чтению

 

Совет шестой

Послесловие...

Современная педагогика рассуждает о популярных и не очень методах воспитания. Предлагаю познакомиться с рассуждениями одного из них:

Трактат о кнуте, прянике и прочих химерах

КАК БЫ ни протестовал наш просвещенный разум против рукоприкладства, жизнь гнет свое. Сыночка, которого мы ни разу не тронули пальцем, все равно будут бить во дворе или в классе, или он будет делать это сам. Еще вопрос, что он предпочтет: получить раз-другой в месяц пару шлепков или каждый Божий день слушать бесконечный крик… 
— Что из этого следует? Рекомендация шлепков вместо крика? 
— Ни в коей мере. Лишь утверждение, что психическое наказание может быть тяжелее физического. 
Итак, засучив рукава… 


Семь правил для всех 

Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому. Более того, по идее, НАКАЗАНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ПОЛЕЗНЫМ, не так ли? Никто не спорит. 

Однако наказывающий
ЗАБЫВАЕТ ПОДУМАТЬ… 

1. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, НЕ наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай»! 

2. За один раз — одно. Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не поодиночке за каждый. Салат из наказаний — блюдо не для детской души! 


НАКАЗАНИЕ — НЕ ЗА СЧЕТ ЛЮБВИ. ЧТО БЫ НИ СЛУЧИЛОСЬ, НЕ ЛИШАЙТЕ РЕБЕНКА ЗАСЛУЖЕННОЙ ПОХВАЛЫ И НАГРАДЫ. 

НИКОГДА не отнимайте подаренного вами или Кем бы то ни было — НИКОГДА! 

Можно отменять только наказания. Даже если набезобразничал так, что хуже некуда, даже если только что поднял на вас руку, но сегодня же помог больному, защитил слабого… 

НЕ МЕШАЙТЕ РЕБЕНКУ БЫТЬ РАЗНЫМ. 

4. Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Иные чересчур последовательные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, стащил, напакостил), забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения. 

Оставить, простить. 
Есть риск внушить маленькому негодяю мысль о возможной безнаказанности? Конечно. Но этот риск не так страшен, как риск задержки душевного развития. Запоздалые наказания ВНУШАЮТ ребенку прошлое, не дают стать другим. 

5. Наказан — прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута. Как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала! 

6. Без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует только в обратную сторону! 

7. Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен бояться, не гнева нашего, а нашего огорчения… 

— Стоп! А вот это уже просто неверно. «Ребенок должен бояться нашего огорчения»?.. Разве это долженствуемо? 
— А как лучше? 
— Не знаю. Если имеются в виду отношения дружбы и любви, то никто ничего не должен. «Ребенок должен бояться меня огорчить» — звучит устрашающе. Это ведь эгоистическая манипуляция чувствами. И принуждение ко лжи, в скором будущем… Жуткое наказание — непрерывно знать, что причиняешь боль! Разве не так?.. 
— Ну а как?.. 
— Да просто принять как реальность, что ребенок, не будучи совершенным, не может не огорчать любящих его. Не может и жить в постоянном страхе причинить огорчение. Защищается от этого страха. 


Психология Герострата 

Вот еще, почему иногда провоцируется наказание: ребенку нужно доказательство, что он уже прощен, что грех ему отпущен. Совершившееся наказание и есть это доказательство. Некоторые дети ищут повода быть наказанными, ведут себя откровенно вызывающе — к этому толкает их чувство вины. Когда-то, может быть, сгоряча пожелал нашей смерти, обманул или подсмотрел запретное, стыдное, ревновал… 
Той же природы и искуснейшие провокации на наказания несправедливые и несоразмерные. Маленький психолог хорошо нас изучил, знает (хотя и редко может выразить словами), за какой нерв задеть побольнее. Перейдя меру гнева, даем ему аванс внутренней правоты, который он может потратить самым неожиданным образом. 
Злит и злится, делает все назло, а в то же время — не замечаете? — иногда такая неудержимая нежность, такая потребность в ласке… 
«Ты меня любишь?.. А почему не играешь со мной?» Иной больше поверит данному сгоряча шлепку, чем поцелую. 
Только равнодушие не дает никаких шансов. Только из скуки нет дороги к любви. И вот почему столь многие, и дети, и взрослые, безотчетно пользуются методом Герострата: «Ты ко мне равнодушен, я тебе неинтересен, я тебе скучен? Добро же, я заставлю тебя хотя бы ненавидеть меня!» 
При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда наказание ищется как последний шанс на любовь. 


Владимира ЛЕВИ, из книги "Нестандартный ребенок" (изд-во "Питер")

 

 

Философы и мудрецы о воспитании:

  - "Если вы хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени" ( Э.Селдсон)