Русский язык. Подготовка к ГИА

                                 

             Подготовка к написанию сжатого изложения

 

Сжатое изложение – это такая форма обработки информации исходного текста, при которой возникает новый текст, воспроизводящий основное содержание, композиционно-логическую структуру, стиль и тип речи исходного текста.

Основные приёмы сжатия (компрессии) текста:

I.Исключение второстепенной информации, повторов, подробностей, деталей.

II.Упрощение синтаксических структур: синонимическая замена, сокращение частей, слияние.

III.Обобщение единичных явлений и фактов: свертывание информации на основе ее обобщения – перевода частного в общее.   

I. Исключение второстепенной информации

1. Исключение отдельных слов, словосочетаний, фрагментов предложений, вводных и уточняющих конструкций.

2. Исключение одного или нескольких предложений.

3. Исключение одного или нескольких синонимов в ряду однородных членов.      

4. Удаление из текста поясняющих конструкций, например ряда однородных членов при обобщающем слове или ряда простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих, раскрывающих содержание первой части.

IIУпрощение синтаксических структур

1. Замена придаточного определительного синонимичным определением.

2. Замена придаточного обстоятельственного деепричастным оборотом.      

3. Сокращение количества структурных частей сложного предложения.

4. Слияние двух предложений в одно.

IIIОбобщение единичных явлений и фактов: свертывание информации на основе ее обобщения – перевода частного в общее.   

1. Обобщение содержания.

2. Замена ряда однородных членов обобщающим словом. 

 

Советы по написанию сжатого изложения.

 Завтра вы пишете изложение: многому уже не научишь, а вот советы могу дать.

1.Сосредоточьтесь перед первым прослушиванием текста. Приготовьте черновик, проверьте, как пишет ручка. Можно записывать текст хорошо заточенным карандашом.

 

2.Настройтесь на то, что записывать текст необходимо с большими пробелами. Не жалейте бумаги: в пропущенные пробелы вы при втором прослушивании текста вставите то, что не успели записать в первый раз.

3. Записывайте все, что успели, сокращайте слова. Если что-то не успели записать, не расстраивайтесь: при втором чтении дополните.

4.Эффективно используйте те минуты, которые вам дают для осмысления текста между двумя чтениями. Постарайтесь дописать сокращенные слова. Но главное: пробежав по всем записям глазами, постарайтесь осознать, о чем этот текст.

5. При втором чтении текста вписывайте в оставленные пробелы то, что не записали в первый раз. Если останется место, не беда: это же черновик.

6. После прочтения текста постарайтесь соединить все, что вы записали, прочитайте то, что у вас получилось. Если мысль при чтении « не прыгает», все читается легко, значит, вы хорошо записали текст.

7.Приступайте к сокращению текста. Постарайтесь при этом учесть все три способа сокращения:

•Способ замены. Например, у вас в тексте идет предложение: «Мужчины и женщины, старики и подростки вышли на охрану родного города». Выделенные слова вы заменяете так:  «Все жители вышли на охрану родного города».

•Способ исключения. В этом случае вы можете исключить лексические повторы, некоторые однородные члены, фрагменты предложения, имеющие менее существенное значение. Например: «Камни Кремля могут  звучать. У каждой стены и купола особый звук, а все вместе они сливаются в богатырскую симфонию, исполняемую огромным оркестром из труб золотых куполов Кремля». Исключив ряд слов, вы можете создать такое предложение: «Каждый камень, стена, купол Кремля имеет свой звук, который сливается в единую богатырскую симфонию».

•Способ слияния. Это образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же. Например: «Призвание – это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево на благодатной почве трудолюбия. Без трудолюбия, без самовоспитания этот маленький росток может засохнуть на корню». Из двух предложений делаем одно: «Призвание – это маленький росточек таланта, который без трудолюбия может засохнуть».

8. Сократив текст, перечитайте его. Если все читается на одном дыхании, если вы нигде не запнулись, значит, создали хорошее изложение. Проверьте, где вы написали с красной строки. Наличие абзацев – важный элемент работы.

9. Подчеркните все слова, написание которых вызывает у вас  сомнение. Возьмите орфографический словарь и проверьте правильность написания этих слов.

10. После этого можете переписывать работу в чистовик.

Ни пуха ни пера!

     Повторим орфографию

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК

1. Правописание приставок, оканчивающихся на –З, -С

·         Если после приставки стоит глухой согласный звук (п,  к, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ ), то в приставке пишется буква С – распилить, расколоть, восстановить, бесцветный, бесхитростный,бесшовный;

·         Если после приставки стоит звонкий согласный звук (б, г, з, д, л, м, н, р, ж), то в приставке пишется буква З – возделать, разжечь, взбежать, бездарныйбезмолвныйбеззвёздный

ВНИМАНИЕ!

·         Приставки З не существует! Буква З входит только в часть корня: здание, здоровьездесь, не видно ни зги.

·         Приставка С является НЕИЗМЕНЯЕМОЙ, даже если после корня стоит звонкий  согласный:Сжечь, Сшить, Сбрить, Спросить, Сделать, Стянуть, сломать, Сгонять.

При выполнении задания проверьте, есть ли в словах приставка, или буквы З, С входят в часть корня?

ВНИМАНИЕ! Если в слове есть приставка НЕ, её надо сначала убрать и лишь потом применять правило: неСгибаемый, неСбывшийся, неСкошенный, неСжатый, неСговорчивый, неСдержанный.

2. Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-

Выбор этих приставок зависит только от значения!

ПРЕ-   =очень /высшая степень качества(ПРЕнеприятный, ПРЕмиленький, синий-ПРЕсиний,

                                                                           ПРЕглупый, ПРЕмудрый)

            =пере (ПРЕрвать, ПРЕградить)

ПРИ-  приближение (ПРИехать, ПРИплыть, ПРИбежать, ПРИлететь)

            присоединение (ПРИшить, ПРИбить, ПРИвязать)

            близость / смежность, около чего-либо (ПРИморский, ПРИвокзальный, ПРИозёрский)

            неполное (незаконченное) действие (ПРИтихнуть, ПРИгнуть, ПРИболеть, ПРИумолкнуть)

3. Неизменяемые приставки: в, во, на, над, по, под, пред, раз, о, об и др. – Вбежать, ВОоружить, НАписать, НАДстроить, ПОскакать, ПОДстричь, ПРЕДложить, Оспорить, Обхитрить.

 

Средства художественной выразительности в речи

 Средства выразительности придают речи яркость, усиливают её эмоциональное воздействие, привлекают внимание читателя и слушателя к высказыванию. Средства речевой выразительности многообразны.

Название

Значение термина

Примеры

метафора

 

Скрытое сравнение, в котором слово употреблено в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений (в метафоре содержится только ТО, с ЧЕМ сравнивается!)

Нос корабля, заря жизни, говор волн, градпуль, закат пылает, льётся речь.

Со снопом волос твоих овсяных отоснилась ты мне навсегда. (С.Есенин)

Изба – старуха челюстью порога жуёт пахучий мякиш тишины. (С.Есенин)

Пустых небес прозрачное стекло…Густеет облаков волнистое руно…(Бунин)

Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утёсы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады. (М.Горький)

эпитет

Образное, необычное определение, его смысл требует пояснения. (подсказка: обычные определения из текста удалить без сохранения смысла нельзя, а эпитеты можно!)

Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком. (Есенин) А ну-ка, песню нам пропой, весёлый ветер! Душу гложетчёрная тоска.

Мертвая тишина наступила после его выступления.

Петроград жил напряжённо, взволнованно, злобно, бешено.

сравнение, сравнительный оборот

Оригинальное, необычное сопоставление двух предметов или явлений (всегда есть ТО, ЧТО сравнивают, и ТО, С ЧЕМ сравнивают!)

Союзы: что, как, как будто, словно, точно.

Другие средства сравнения: похож,наподобие, подобен и др.

Сравнительная степень прилагательных: выше, красивее, зеленее, больше и т.д.

Лёд неокрепший на речке студёной словнокак тающий сахар лежит. (Некрасов)

Как крылья доброй птицы, обнимаютполукружья колоннады Казанского собора…(Л.Казакова)

И, как ребёнок после сна, дрожит звезда в огне денницы. (Бунин)

Как градпосыпалась картечь. (Пушкин)

Её любовь к сыну была подобна безумию. (Горький)

Белей, чем горы снеговые, идут на западоблака.

олицетворение

Изображение неодушевлённых предметов, наделяющихся свойствами живых существ - даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

О чём ты воешь, ветр ночной, о чём таксетуешь безумно?(Тютчев)

Не менее щедра была и наша чистопрудная осень. Бульвар тонул в опавшей листве. (Ю.Нагибин)

Здесь даже камни плачут. Цветы мнеговорят: «Прощай!» (Есенин) Россиявспрянет ото сна. Уж небо осеньюдышало. (Пушкин)

фразеологизм

Устойчивые сочетания слов, лексически неделимые, целостные по значению (т.е. употребляются только как оборот речи, но не отдельными словами!)

Бить баклуши (бездельничать), водить за нос(обманывать), делать из мухи слона(преувеличивать), после дождичка в четверг(нечто несбыточное).

гипербола

Средство художественного изображения, основанное на преувеличении

Глаза громадные, как прожекторы. (В.Маяковский)

В сто сорок солнц закат пылал. (В.Маяковский)

Не видел тебя целую вечность. Сто разтебе повторятьСлёзы текут в три ручья.

литота

Средство художественного изображения, основанное на преуменьшении

Талии никак не толще бутылочной шейки.Ниже тоненькой былиночки надо голову клонитьмальчик с пальчик, мужичок с ноготок

Виды и способы связи предложений в тексте

 

Текст - это произведение речи, состоящее из ряда предложений, расположенных в определенной последовательности и объединенных общим смыслом и структурой.

Текст может иметь заголовок, передающий тему и основную мысль высказывания.

В большом тексте ведущая тема распадается на ряд микротем. Микротеме обычно соответствует абзац.

Особенностью текста является его связность. Каждое следующее предложение строится на базе предыдущего.

Признаки текста:

 

· Наличие темы и основной мысли

· Наличие или возможность заголовка

· Смысловая связь между предложениями

· Определенная последовательность предложений

· Использование языковых средств связи между предложениями

 

Виды связи между предложениями в тексте:

Последовательная

Параллельная

Ассоциативная (смысловая)

 

Наиболее часто используется последовательный, или цепной, способ связи предложений.

 

Например:

Вокруг города по низким пологим холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам. Сосны всё время тихонько шумели. (Ю.Казаков)

 

Цепные связи используются во всех стилях языка. Это самый массовый, самый распространённый способ соединения предложений.

 

При цепном способе связи предложения связываются между собой

путём повтора ключевого слова

заменой синонимами (в том числе контекстными)

повтором членов предложения.

 

Отступая, Наполеон приказал взорвать колокольню, но она выстояла, только трещина прошла по камням. А немного спустя, когда залечили эти раны, поднялся на верхний ярус молодой юнкер Лермонтов. (Л.Колодный).

 

Параллельные связи чаще всего используются в описании и повествовании.

 

Например:

Спускаются навстречу пароходы и баржи, но их ещё мало. Ползут плоты, но скупо. Довольно часто попадаются буксиры с огромными железными наливными баржами, низко стоящими в воде. Это госпароходство тянет нефтяные грузы «Азнефти». (М.Кольцов).

 

В приведённом тексте все сказуемые стоят в настоящем времени. В первых трёх предложениях они находятся перед подлежащими. Таким образом, все три предложения имеют параллельную структуру.

Такой приём называется синтаксическим параллелизмом (когда несколько предложений имеют одинаковое строение с точки зрения порядка членов предложения).

 

 

Средства связи предложений в тексте:

Лексические:

· Лексический повтор. Жил на краю деревни старый Бобыль. Была в Бобыля своя хата и собака.

· Синонимическая замена. Художники, выписанные из Антиохии, изобразили на стенах охоту Артемиды. Богиня метала стрелы, и короткая розовая туника небесной охотницы развевалась на ветру.

· Использование антонимов. Один был высокого роста, другой - роста низкого.

· Родовидовые слова. В этом лесу много милых сердцу русских деревьев. Но прежде всего замечаешь стволы любимых берёз.

Морфологические:

· Употребление глаголов одного вида и одного времени. Самолёты налетали так внезапно, что никто не успел броситься в щели. И все попадали тут же на землю.

· Местоименная замена, т.е. замена существительного или другой части речи местоимением. А годы шли да шли; быстро и неслышно, как неспешные воды, протекала молодость Елены, в бездействии внешнем, во внутренней борьбе и тревоге. Подруг у неё не было: изо всех девиц, посещавших дом Страховых, она не сошлась ни с одной.

· Использование союзов, частиц, вводных слов. Он сказал, что после признаний на суде он так поступить не может. Ведь обращение о помиловании требует признания вины. А он за собой вины не признаёт и покаянных слов писать не может.

Синтаксические средства связи:

· Синтаксический параллелизм - несколько предложений имеют одинаковое строение с точки зрения порядка членов предложения. Надо быть современным. Надо быть безжалостным к прошлому.

· Парцелляция - выделение члена, чаще второстепенного, после точки в виде самостоятельного предложения. В самом конце 80-х годов в нём запретили ловить рыбу. Не для того, чтобы сберечь её стадо, дать нагуляться молоди... А потому, что выловленная рыба стала опасной для человека.

Подготовка к ОГЭ . Тесты.

Тест по русскому языку «Имя существительное. Слитное и раздельное написание НЕ с существительными»

 

 

1. Укажите только верные суждения. 

Не с существительными всегда пишется слитно.

Не с существительными всегда пишется раздельно. 

Если существительное без НЕ не употребляется, то оно пишется с НЕ пишется слитно.

Если существительное без НЕ не употребляется, то оно пишется с НЕ раздельно.

Если есть или подразумевается противопоставление, то НЕ с существительным пишется слитно.

Если есть или подразумевается противопоставление, то НЕ с существительным пишется раздельно.

Не с существительным пишется слитно, если существительное с НЕ может быть заменено синонимом без НЕ или близким по значению выражением. 

Не с существительным пишется раздельно, если существительное с НЕ может быть заменено синонимом без НЕ или близким по значению выражением.

В словах НЕРЯХА, НЕЛЕПОСТЬ, НЕНАСТЬЕ НЕ- является частью корня.

В словах НЕВОЛЬНИК, НЕРАЗБЕРИХА, НЕЗАБУДКА НЕ- является приставкой.

В словах НЕПРАВДА, НЕДРУГ, НЕВИДИМКА НЕ- является частью корня.

В этом предложении НЕ пишется раздельно и является отрицательной частицей: (НЕ)МЕСТО КРАСИТ ЧЕЛОВЕКА, А ЧЕЛОВЕК МЕСТО. 

В этом предложении НЕ пишется слитно: УЖЕ (НЕ)ТРАВА, А МЯГКИЕ ПОДУШКИ МХОВ СТЕЛИЛИСЬ ПО ЗЕМЛЕ. (Зверев М.) 

В этом предложении НЕ с существительным пишется слитно: ВООБЩЕ В ЖИЗНИ СТЕПАНА БЫВАЛИ РАЗНЫЕ (НЕ)ПРИЯТНОСТИ. (Паустовский К.)

В этом предложении НЕ с существительным пишется слитно, потому что существительное можно заменить синонимом без НЕ: УСЫ СТЕПАНА ВЗДРАГИВАЛИ ОТ (НЕ)ГОДОВАНИЯ. (Паустовский К.) 

 

Тест по русскому языку «Имя прилагательное. Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными»

1. Укажите предложение, в котором НЕ с прилагательным пишется раздельно.

1) Город, река, лес - всё наполнено (не)прерывным шумом. (Коковин Е.)
2) Утром солнце поднималось (не)яркое, подёрнутое розоватой холодной дымкой. (Коковин Е.)
3) В тот вечер я впервые почувствовал (не)жилую пустоту нашей квартиры. (Балтер Б.) 
4) Оказалось, что это (не)простая лодка, а моторный катер. (Коковин Е.) 

2. Укажите предложение, в котором НЕ с прилагательным пишется раздельно. 

1) А жизнь между тем на Большом Фонтане была далеко (не)сказочной. (Вышеславский Л.) 
2) Уходя, я уловил позади (не)громкий, но жестковатый, с украинским акцентом голос. (Горбачев Н.) 
3) Вскоре сигнальщик оповестил о том, что на горизонте появилась (не)широкая белесоватая полоса. (Платов Л.) 
4) Докладчик описал (не)брежный круг указкой на карте и усмехнулся. (Платов Л.) 

3. Укажите предложение, в котором НЕ с прилагательным пишется раздельно.

1) Насыщенный ароматами воздух был (не)подвижен и тёпел. (Платов Л.)
2) Светлой июньской ночью даже без очков узнаю почерк Галямова, его крупные, (не)ровные буквы. (Сметанин А.)
3) Палата была маленькая, послеоперационная, но операций в больничке было немного, и сейчас там лежали вовсе (не)хирургические больные. (Шаламов В.) 
4) Дальнейшая демонстрация фильма проходила под (не)прерывный смех и шутки гостей. (Беляев А.)

4. Укажите предложение, в котором НЕ с прилагательным пишется раздельно. 

1) На этот раз Гараське пришлось, видимо, преодолеть (не)лёгкий путь. (Андреев Л.) 
2) (Не)сильный, но очень холодный ветер косо гнал сухие снежинки.(Успенский В.)
3) За углом послышались (не)ровные шаги и сиплое бормотанье. (Андреев Л.)
4) Это в самом деле развалины крепости, только (не)старинной, а современной. (Автократов Н.) 

5. Укажите предложение, в котором НЕ с прилагательным пишется раздельно.

1) Высокий, суховатый, он вошел в приемную (не)торопливой, но твёрдой походкой… (Рыбин А.)
2) Выходит, что таинственный владелец прорезиненного плаща вовсе (не)близорук и не носит очков. (Автократов Н.) 
3) Вопрос был явно (не)приятен этой женщине. (Леонов Л.)
4) (Не)движным туманом окутано было пространство, в котором остановился поезд. (Астафьев В.) 

6. Укажите предложение, в котором НЕ с прилагательным пишется слитно. 

1) Теперь он [Роман] заметил, что дети стояли (не)беспорядочной толпой, а ровными рядами. (Белых Г.) 
2) Вообще о Рыжике обыватели Голодаевки были далеко (не)лестного мнения. (Свирский А.)
3) Слава богу, что я тогда не выпалила эти глупые, злые и, как потом выяснилось, абсолютно (не)справедливые слова. (Донцова Д.) 
4) Гешка уже был (не)рад, что признался торговке. (Сластников Н.) 

7. Укажите предложение, в котором НЕ с прилагательным пишется слитно.

1) Широкие плечи рулевого были (не)подвижны, но спицы штурвала так и мелькали в проворных, сильных руках. (Платов Л.)
2) Федя получил десять лет, приисковая, торопливая, вовсе (не)похожая на деревенскую, работа была ему тяжела. (Шаламов В.)
3) Но, боже мой, какая она [Полина] была красивая в этом скромном, военных лет, совсем (не)женском наряде! (Сметанин А.) 
4) Положение Рыжика становилось далеко (не)весёлым. (Свирский А.) 
 

8. Укажите предложение, в котором НЕ с прилагательным пишется раздельно.

1) Это была высокая и красивая, но уже (не)молодая женщина с большой причёской - венком из туго сплетённых кос. (Коковин Е.)
2) Нужно сказать, что коричневая вода этих мест нисколько (не)мутна, она прозрачна, если почерпнуть ее стаканом, но сохраняет при этом золотистый оттенок. (Солоухин В.) 
var container = document.getElementById('nativeroll_video_cont'); if (container) { var parent = container.parentElement; if (parent) { const wrapper = document.createElement('div'); wrapper.classList.add('js-teasers-wrapper'); parent.insertBefore(wrapper, container.nextSibling); } }