ОГЭ (ГИА) по русскому языку ( В помощь ученику)

 ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТЫ

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 235 минут (3 часа 55мин.).

Задание 1 представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту

(сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается вами два раза.

Это задание выполняется на отдельном листе. Максимальное количество баллов- 7.

Задания 2-14 выполняются на основе прочитанного текста. Состоят из заданий с кратким ответом

Задание 15.1 (  15.2,  15.3 ) выполняется на основе того же текста, который вы читали,

работая над заданиями второй части.Приступая к выполнению третьей части работы ,  дайте

письменный развернутый аргументированный ответ (сочинение-рассуждение).

  При выполнении заданий Вы можете  пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание, что

записи в черновике не будут учитываться при оценке работы.Советуем выполнять задания в том

порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся

 выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется

 время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.Баллы, полученные Вами за все выполненные

 задания, суммируются.

Несколько практических сведений, напоминаний и советов.

 В задании оговорено, что объём сочинения не может быть менее 70 слов. Однако практика показывает,

что семидесяти слов недостаточно для написания полноценной работы и оптимальный объем

сочинения в задании 15 составляет от 80-90 слов.

Многие ученики не придают должного значения разделению своего сочинения на абзацы или нечётко

 обозначают красную строку.

 В критериях оценки сочинений особое внимание обращается на абзацное членение текста. Достаточно

один раз допустить такое нарушение,как сразу снимается балл.

 В работе не должно быть логических ошибок. Нельзя употреблять слова, значения которых вызывают

 сомнения.Следует исключить использование противоречивых, двусмысленных высказываний.

 Важным критерием данного сочинения является единство темы.

Создается небольшой текст, и нужно каждую фразу сверять с темой. В хорошей работе чувствуется

 цельность замысла, связность и последовательность изложения.

 Композиция сочинения должна быть строго продумана. Очевидно,что в любом сочинении можно выделить

 по четыре части:тезис, аргументация (2) своей позиции с примерами из текста, вывод, включающий

 в себя четкую формулировку собственного мнения по заданной теме.

 Максимально за содержательную часть сочинения-рассуждения можно получить 9 баллов.

 Оценка грамотности и фактической точности речи экзаменуемого проводится на основании проверки изложения

и сочинения в целом и составляет максимально 10 баллов. Нужно следить за стилем своего сочинения и помнить о

том, что в научном и публицистическом стиле недопустимо использовать лексику, находящуюся за пределами

русского литературного языка: жаргонизмы, диалектизмы, слова-паразиты типа так сказать, как бы, ну, вот, значит.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.

                                 Как работать над изложением.

1. Во время первого чтения необходимо воспринять текст  в целом. Важно не просто слушать, а слыщать текст, понять тему, уловить главную мысль, определить стиль и тип речи, зафиксировать ключевые слова.

   если это описание, то постарайтесь мысленно увидеть картину;

   если  повествование-зафиксируйте последовательность действий;

   если рассуждение- уловите его логику, последовательность.

   Главное: во время первого прочтения не надо судорожно пытаться записать что-то за учителем. Время будет потрачено зря.

2. После первого прочтения набросайте на черновике план, запишите запомнившиеся ключевые слова.

   Помните, что количество абзацев в сжатом изложении должно соответствовать количеству микротем исходного текста. Обычно в исходном экзаменационном тексте3-5 микротем

  ( Микротема- тема каждой смысловой части, которая отражает часть общей темы, единой для всего текста. Каждая микротема выражает законченную мысль, суждение)

  Не жалейте черновика и записывайте план воздушно, оставляя место для вписывания.

   Все имена собственные будут прописаны учителем на доске.

3. Когда учитель будет читать текст во второй раз, работайте с планом: вносите уточнения, добавляйте пропущенные детали, записывыайте даты. Полезно записать первое и последнее 

   предложения текста. 

4. Приступайте непосредственно к написанию изложения. По ходу работы полезно подчёркивать те слова, в написании которых вы  сомневаетесь. После окончания работы внимательно

  прочтите, обратите внимание на употребление окончаний, подчёркнутые слова проверьте по орфографическому словарю. Если не смогли найти какое-то слово или не поняли какое-либо

  выражение, передайте смысл другими словами.

5. Помните, что вы работаете над сжатым изложением.Для сжатия изложения используют простые синтаксические конструкции, исключают повторы, обобщают мысли.

                                                

 Орфографический минимум.

1. Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных

Н

НН

1.В суффиксе ИН
всегда ударный, образуются прилагательные, обозначающие животных, насекомых, птиц
ЛЕБЕДИНЫЙ,МЫШИНЫЙ

1.В суффиксе ОНН
всегда ударный, образуются прилагательные чаще иноязычного происхождения
КОМИССИОННЫЙ,ТРАДИЦИОННЫЙ

2. В суффиксах АН/ЯН
образуются прилагательные, обозначающие, из какого материала сделан предмет
СЕРЕБРЯНЫЙ (серебро)
ПЕСЧАНЫЙ (песок)

2. В суффиксе ЕНН
чаще образуются от существительных, основа которых оканчивается на несколько согласных
ИСКУССТВЕННЫЙ,КЛЮКВЕННЫЙ,
ОГНЕННЫЙ

Искл. СТЕКЛЯННЫЙ,ОЛОВЯННЫЙ,
ДЕРЕВЯННЫЙ

Искл. ВЕТРЕНЫЙ (день,юноша), но
БЕЗВЕТРЕННЫЙ
ВЕТРЯНАЯ (мельница,оспа)

3. В притяжательных прилагательных,отвечающих на вопрос ЧЕЙ?
БАРАНИЙ,ОЛЕНИЙ,ФАЗАНИЙ, ОБЕЗЬЯНИЙ,ВОРОНИЙ, КАБАНИЙ

3. В прилагательных, образованных от существительных на -МЯ
БЕЗЫМЯННЫЙ (имя)
ВРЕМЕННОЙ (время)

4. В прилагательных, обозначающих названия цветов
ЗЕЛЕНЫЙ,БАГРЯНЫЙ, СИНИЙ

4.На стыке основы, оканчивающейся на Н, и суффикса Н
РАВНИННЫЙ=равнина+Н
БЛИННЫЙ=блин+Н
Исключения:
ЕДИНЫЙ,ПРЯНЫЙ,
РУМЯНЫЙ,ЮНЫЙ,
СВИНОЙ,ПЬЯНЫЙ

5.ДОСТОИН (краткое прилагательное)
УДОСТОЕН (краткое причастие)

5. ИСТИННЫЙ
ПОДЛИННЫЙ

6. В прилагательных, обозначающих названия растений, при наличии суффикса -ОВ
АПЕЛЬСИНОВЫЙ,
ЖАСМИНОВЫЙ

6. В прилагательных, обозначающих названия растений, при отсутствии суффикса -ОВ
АПЕЛЬСИННЫЙ,
ЖАСМИННЫЙ

В КРАТКИХ именах прилагательных ОТЫМЕННОГО происхождения сохраняется столько же Н, сколько было в полной форме:

ЩЕКИ РУМЯНЫ-РУМЯНЫЙ; ПУСТЫНЯ ТАИНСТВЕННА-ТАИНСТВЕННАЯ

·       

·      

 

2.Правописание Н и НН в отглагольных именах прилагательных и полных страдательных причастиях

Отглагольное прилагательное

Страдательное причастие

Н

НН

1. Если образованы от глаголов несовершенного вида (что делать?)
ВЯЗАНЫЙ свитер (что делать? -вязать)
Примечание 
В сложном слове второй корень рассматривается отдельно от первого:
ЗЛОТОТКАННЫЙ материал (тканый- что делать?- ткать)

1. Если образованы от глаголовсовершенного вида (что сделать?)
РЕШЕННАЯ задача (что сделать?- решить)
Исключение
РАНЕНЫЙ (если при нем нет зависимых слов)
РАНЕНЫЙ боец- РАНЕННЫЙ (куда?)в голову боец

2. Если нет приставок кроме НЕ
ГЛАЖЕНОЕ белье (образовано от бесприставочного глагола несовершенного вида: что делать?- гладить)
НЕКИПЯЧЕНОЕ молоко (что делать?-кипятить, приставка не меняет вид глагола)

2. Если есть приставки кроме НЕ,т.к. они меняют вид глагола
ЖАРИТЬ (что делать?)- ПОДЖАРИТЬ(что сделать?)
ПОКРАШЕННЫЙ забор,
СВЯЗАННЫЙ свитер

Примечание
Если за приставкой НЕ есть другая приставка, то пишется НН
НЕСКОШЕННЫЙ луг

 

3. Если нет зависимых слов, отвечающих на вопросы где? куда? когда? откуда? зачем? как? кем? чем?
СУШЕНЫЕ грибы
ВЯЗАНЫЙ свитер

3. Есть зависимые слова
СУШЕННЫЕ (где?) на солнце грибы,
ВЯЗАННЫЙ (кем?)бабушкой свитер

Примечание:

1. Отглагольные прилагательные с суффиксами ОВА/ЁВА (ОВАННЫЙ/ЁВАННЫЙ) пишутся с двумя -НН-

МАРИНОВАННЫЙ,АСФАЛЬТИРОВАННЫЙ

ИСКЛЮЧЕНИЕ: кованый,жеваный

2. Во второй части сложных слов, образованных повтором, пишется одна -Н-, несмотря на наличие приставки ПЕРЕ

ГЛАЖЕНЫЕ-ПЕРЕГЛАЖЕНЫЕ, НОШЕНЫЙ-ПЕРЕНОШЕНЫЙ, ШТОПАНОЕ-ПЕРЕШТОПАНОЕ

3. В кратких страдательных причастиях пишется одна -Н-

ЗАДАЧА РЕШЕНА,ТЕТРАДИ НЕ ПРОВЕРЕНЫ

Следует запомнить:

НН

НЕВИДАННЫЙ, НЕСЛЫХАННЫЙ, НЕЖДАННЫЙ, НЕГАДАННЫЙ,
НЕЧАЯННЫЙ,ЖЕЛАННЫЙ,ОКАЯННЫЙ,СВЯЩЕННЫЙ,МЕДЛЕННЫЙ

Н

СМЫШЛЕНЫЙ ребенок,НАЗВАНЫЙ брат,ПОСАЖЕНЫЙ отец,

БЕШЕНЫЙ взгляд,КОНЧЕНЫЙ человек

. Приставки, оканчивающиеся на З и С

Написание приставок (без-бес, воз-вос, вз-вс, из-ис, низ-нис, раз-рас, чрез-чрес,

через-черес) зависит от глухости-звонкости последующего звука.

Приставка оканчивается на З:

  • если первая гласная буква корня звонкая (раздать)
  • если корень начинается с гласной буквы (разузнать)

Приставка оканчивается на С:

  • если первая гласная буква корня глухая (распилить)

ЗВОНКИЕ                                                 ГЛУХИЕ
                              парные
Б                                                                П
В                                                                Ф
Г                                                                 К
Д                                                                Т
З                                                                С
Ж                                                               Ш

                             непарные

Л,М,Н,Р,Й (сонорные)                                       Х,Ц,Ч,Щ

2. Приставки, не зависящие от последующей согласной буквы

  • приставка С относится  к неизменяемым приставкам (сгиб,сделать, сжечь)

В словах ЗДЕСЬ,ЗДЕШНИЙ,ЗДАНИЕ,ЗДОРОВЬЕ,ЗГИ нет приставки: буква З в них является частью корня.

  • Русскоязычные приставки, оканчивающиеся на согласный (под, над, об, от)
  • Русскоязычные приставки, оканчивающиеся на гласный (по, на, за)

3. Приставки ПРЕ и ПРИ

Написание приставки зависит от лексического значения

ПРИ                                                                    ПРЕ

1.     Близость, нахождение рядом с чем-то:                        1. = очень ( предлинный)

(прибрежный, пришкольный)                                       2. = пере (преградить)

     2.  Приближение:

(приехать, прибыть)

     3.   Неполнота действия:

(привстать, присесть)

     4.   Присоединение

(приклеить, прибить)

Следует обратить внимание на омофоны ("фонетически близнецы")- слова, которые пишутся одинаково,
 но пишутся с разными приставками, в зависимости от значения:

ПРЕ

ПРИ

пребывать в городе(находиться)

прибывать в город (приезжать)

предавать друга (выдать его тайну)

придавать значение (прибавлять)

предел терпения (граница)

придел (боковой  алтарь в церкви)

преемник президента (продолжатель)

включить приемник (радио)

преступить закон (нарушить)

приступить к сочинению (начать)

Во многих словах трудно установить значение приставок ПРЕ и ПРИ, поэтому правописание таких слов
 надо запомнить.

4. Приставки, зависящие от ударения РАЗ-РАС, РОЗ-РОС

Торговля в розницу- огромная разница,
 напитки в розлив- разлить воду,
ехать в розвальнях-развалиться в санях,
 розданный материал- раздавать брошюры

 

Правописание не с именами существительными

 НЕ пишется слитно

НЕ пишется раздельно

1.Имена существительные, которые без не неупотребляются, например: невежда, неверие,невзгода.

1. Существительные, если имеется или подразумеваетсяпротивопоставление, например: Это неосторожность, а трусость.

2.Существительные, которые в сочетании с неприобретают противоположное значение; обычно такие слова можно заменить синонимамибез не, например: неправда (ср.: ложь),неприятель (ср.: враг), несчастье (ср.: беда).

2.Существительным в вопросительном предложении, если отрицание логически подчеркивается, например:Разве не правда чувствуется в его словах?

Примечание. Если отрицание не подчеркивается, то употребляется слитное написание, например:Разве это неправда!(возможна замена: Разве это ложь!).

3.Существительные, обозначающие лиц ивыражающие качественный оттенок; в сочетании с не образуются слова со значением противопоставления. Например: недемократ, нерусский, неспециалист.

Примечание. У существительных с другим значением противопоставление выражается раздельно пишущейся частицей, а не приставкойне, например: Он готов писать все: стихи и нестихи, пьесы и не пьесы. Слитное написание встречается только в словах-терминах, например:неметаллы, неорганика.

 

Правописание не с именами прилагательными

НЕ пишется слитно

НЕ пишется раздельно

1. Имена прилагательные, которые без нене употребляются, например: небрежный,невзрачный, неприязненный.

1.Прилагательные, если имеется или подразумевается противопоставление, например: проблема не простая, а сложная;

2. Прилагательные, которые в сочетании сне приобретают противоположное значение; обычно такие слова можно заменить синонимами без не. Например:небольшой (ср.: маленький)

Примечание. Не всегда удается подобрать подобный синоним, но утвердительный оттенок значения, содержащийся в прилагательном, служит основанием для слитного написания, например: Кто-тонездешний в часовне на камне сидит.

2. С относительными прилагательными,придавая отрицание выражаемому ими признаку, например: часы не золотые. Из качественных прилагательных сюда относятся прилагательные, которые обозначают цвет и которые в сочетании с не не образуют слов с противоположным значением, например:краска не синяя, переплет не желтый.

При этом учитывается синтаксическая функция прилагательного: правило обычно распространяется на прилагательные в роли сказуемого, так как предполагаемое противопоставление придает высказыванию характер общеотрицательного суждения, выражаемого частицей не, но может не распространяться на прилагательные в роли определения. Ср.: эти люди не здешние – блистатьнездешней красотой;

Различается противопоставление, выраженное союзом а, и противопоставление, выраженное союзом но. При первом один из двух противоположных друг другу признаков отрицается, а другой утверждается, например: река не глубокая, а мелкая; при втором нет противоположных друг другу понятий, они вполне совместимы, т.е. предмету одновременно приписываются два признака без отрицания одного из них, например: река неглубокая, но холодная. В первом случае не пишется отдельно, во втором – слитно.

3. Если в качестве пояснительного слова выступает наречие меры и степени (весьма, крайне, очень, почти, наречное выражение в высшей степени и т.п.), например: весьма некрасивый поступок,крайне неуместный выпад, очень неудачное выступление, почти незнакомый текст, в высшей степенинеразборчивый почерк.

3. При наличии в качестве пояснительных слов отрицательных местоимений и наречий (начинающихся с ни) или сочетаний далеко не, вовсе не, отнюдь не, например: никому неизвестный адрес, ни в чем не повинные люди,нисколько не понятное выражение, ничуть невредный напиток, далеко не простое решение,вовсе не бесплодные поиски, отнюдь не новый сюжет.

При наличии в качестве пояснительного слова наречия совсем возможно как слитное, так и раздельное написание не с прилагательными, что связано с двумя значениями, в которых употребляется указанное наречие:

1.     «совершенно, очень»;

2.     «отнюдь», «никоим образом»; ср.: совсем ненужная встреча (совершенно ненужная, лишняя) – совсем не случайная встреча (отнюдь не случайная, на не падает логическое ударение).

Двоякое толкование допускает и наречие вовсе:

1.     «отнюдь»;

2.     «совсем, совершенно» – в разговорном стиле речи;ср.: Против оживания он говорил сбивчиво, путался, приводил вовсе не убедительные доводы. – Авторами этих работ являются менее популярные или вовсе неизвестные ученые. Как и в случае с совсем,окончательное решение зависит от характера текста.

 

4. Краткие прилагательные, которые не употребляются в полной форме или имеют в полной форме иное значение, например: не готов к отъезду,не должен так поступать.

 

5.  С прилагательным в вопросительном предложении, если отрицание логически подчеркивается, например: Не ясно ли это положение без всяких доказательств?

Примечание. Если отрицание не подчеркивается, то употребляется слитное написание, например: Разве это положение неясно? Разве это утверждениеневерное! (возможна замена: Разве это утверждение ошибочное?)

Двоякое написание встречается и в сочетаниях не со сравнительной степенью прилагательных, например: Эта заставка некрасивее той (более некрасива). – Эта заставка не красивее той (не обладает большей красотой)

Раздельно пишется: не ниже, не выше, не лучше, не хуже, не ближе, не беднее и т.п. (частная форма написания не со сравнительной степенью прилагательных).

Раздельно пишется не с формами больший, меньший, лучший, худший,например: с не меньшим успехом, с не лучшими шансами.