ОГЭ (ГИА) по русскому языку ( В помощь ученику)
ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТЫ
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 235 минут (3 часа 55мин.).
Задание 1 представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту
(сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается вами два раза.
Это задание выполняется на отдельном листе. Максимальное количество баллов- 7.
Задания 2-14 выполняются на основе прочитанного текста. Состоят из заданий с кратким ответом
Задание 15.1 ( 15.2, 15.3 ) выполняется на основе того же текста, который вы читали,
работая над заданиями второй части.Приступая к выполнению третьей части работы , дайте
письменный развернутый аргументированный ответ (сочинение-рассуждение).
При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание, что
записи в черновике не будут учитываться при оценке работы.Советуем выполнять задания в том
порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся
выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется
время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.Баллы, полученные Вами за все выполненные
задания, суммируются.
Несколько практических сведений, напоминаний и советов.
В задании оговорено, что объём сочинения не может быть менее 70 слов. Однако практика показывает,
что семидесяти слов недостаточно для написания полноценной работы и оптимальный объем
сочинения в задании 15 составляет от 80-90 слов.
Многие ученики не придают должного значения разделению своего сочинения на абзацы или нечётко
обозначают красную строку.
В критериях оценки сочинений особое внимание обращается на абзацное членение текста. Достаточно
один раз допустить такое нарушение,как сразу снимается балл.
В работе не должно быть логических ошибок. Нельзя употреблять слова, значения которых вызывают
сомнения.Следует исключить использование противоречивых, двусмысленных высказываний.
Важным критерием данного сочинения является единство темы.
Создается небольшой текст, и нужно каждую фразу сверять с темой. В хорошей работе чувствуется
цельность замысла, связность и последовательность изложения.
Композиция сочинения должна быть строго продумана. Очевидно,что в любом сочинении можно выделить
по четыре части:тезис, аргументация (2) своей позиции с примерами из текста, вывод, включающий
в себя четкую формулировку собственного мнения по заданной теме.
Максимально за содержательную часть сочинения-рассуждения можно получить 9 баллов.
Оценка грамотности и фактической точности речи экзаменуемого проводится на основании проверки изложения
и сочинения в целом и составляет максимально 10 баллов. Нужно следить за стилем своего сочинения и помнить о
том, что в научном и публицистическом стиле недопустимо использовать лексику, находящуюся за пределами
русского литературного языка: жаргонизмы, диалектизмы, слова-паразиты типа так сказать, как бы, ну, вот, значит.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.
Как работать над изложением.
1. Во время первого чтения необходимо воспринять текст в целом. Важно не просто слушать, а слыщать текст, понять тему, уловить главную мысль, определить стиль и тип речи, зафиксировать ключевые слова.
если это описание, то постарайтесь мысленно увидеть картину;
если повествование-зафиксируйте последовательность действий;
если рассуждение- уловите его логику, последовательность.
Главное: во время первого прочтения не надо судорожно пытаться записать что-то за учителем. Время будет потрачено зря.
2. После первого прочтения набросайте на черновике план, запишите запомнившиеся ключевые слова.
Помните, что количество абзацев в сжатом изложении должно соответствовать количеству микротем исходного текста. Обычно в исходном экзаменационном тексте3-5 микротем
( Микротема- тема каждой смысловой части, которая отражает часть общей темы, единой для всего текста. Каждая микротема выражает законченную мысль, суждение)
Не жалейте черновика и записывайте план воздушно, оставляя место для вписывания.
Все имена собственные будут прописаны учителем на доске.
3. Когда учитель будет читать текст во второй раз, работайте с планом: вносите уточнения, добавляйте пропущенные детали, записывыайте даты. Полезно записать первое и последнее
предложения текста.
4. Приступайте непосредственно к написанию изложения. По ходу работы полезно подчёркивать те слова, в написании которых вы сомневаетесь. После окончания работы внимательно
прочтите, обратите внимание на употребление окончаний, подчёркнутые слова проверьте по орфографическому словарю. Если не смогли найти какое-то слово или не поняли какое-либо
выражение, передайте смысл другими словами.
5. Помните, что вы работаете над сжатым изложением.Для сжатия изложения используют простые синтаксические конструкции, исключают повторы, обобщают мысли.
Орфографический минимум.
1. Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных
В КРАТКИХ именах прилагательных ОТЫМЕННОГО происхождения сохраняется столько же Н, сколько было в полной форме: ЩЕКИ РУМЯНЫ-РУМЯНЫЙ; ПУСТЫНЯ ТАИНСТВЕННА-ТАИНСТВЕННАЯ · · |
2.Правописание Н и НН в отглагольных именах прилагательных и полных страдательных причастиях
Примечание: 1. Отглагольные прилагательные с суффиксами ОВА/ЁВА (ОВАННЫЙ/ЁВАННЫЙ) пишутся с двумя -НН- МАРИНОВАННЫЙ,АСФАЛЬТИРОВАННЫЙ ИСКЛЮЧЕНИЕ: кованый,жеваный 2. Во второй части сложных слов, образованных повтором, пишется одна -Н-, несмотря на наличие приставки ПЕРЕ ГЛАЖЕНЫЕ-ПЕРЕГЛАЖЕНЫЕ, НОШЕНЫЙ-ПЕРЕНОШЕНЫЙ, ШТОПАНОЕ-ПЕРЕШТОПАНОЕ 3. В кратких страдательных причастиях пишется одна -Н- ЗАДАЧА РЕШЕНА,ТЕТРАДИ НЕ ПРОВЕРЕНЫ Следует запомнить: НН НЕВИДАННЫЙ, НЕСЛЫХАННЫЙ, НЕЖДАННЫЙ, НЕГАДАННЫЙ, Н СМЫШЛЕНЫЙ ребенок,НАЗВАНЫЙ брат,ПОСАЖЕНЫЙ отец, БЕШЕНЫЙ взгляд,КОНЧЕНЫЙ человек |
. Приставки, оканчивающиеся на З и С
Написание приставок (без-бес, воз-вос, вз-вс, из-ис, низ-нис, раз-рас, чрез-чрес,
через-черес) зависит от глухости-звонкости последующего звука.
Приставка оканчивается на З:
- если первая гласная буква корня звонкая (раздать)
- если корень начинается с гласной буквы (разузнать)
Приставка оканчивается на С:
- если первая гласная буква корня глухая (распилить)
ЗВОНКИЕ ГЛУХИЕ
парные
Б П
В Ф
Г К
Д Т
З С
Ж Ш
непарные
Л,М,Н,Р,Й (сонорные) Х,Ц,Ч,Щ
2. Приставки, не зависящие от последующей согласной буквы
- приставка С относится к неизменяемым приставкам (сгиб,сделать, сжечь)
В словах ЗДЕСЬ,ЗДЕШНИЙ,ЗДАНИЕ,ЗДОРОВЬЕ,ЗГИ нет приставки: буква З в них является частью корня.
- Русскоязычные приставки, оканчивающиеся на согласный (под, над, об, от)
- Русскоязычные приставки, оканчивающиеся на гласный (по, на, за)
3. Приставки ПРЕ и ПРИ
Написание приставки зависит от лексического значения
ПРИ ПРЕ
1. Близость, нахождение рядом с чем-то: 1. = очень ( предлинный)
(прибрежный, пришкольный) 2. = пере (преградить)
2. Приближение:
(приехать, прибыть)
3. Неполнота действия:
(привстать, присесть)
4. Присоединение
(приклеить, прибить)
Следует обратить внимание на омофоны ("фонетически близнецы")- слова, которые пишутся одинаково,
но пишутся с разными приставками, в зависимости от значения:
ПРЕ |
ПРИ |
пребывать в городе(находиться) |
прибывать в город (приезжать) |
предавать друга (выдать его тайну) |
придавать значение (прибавлять) |
предел терпения (граница) |
придел (боковой алтарь в церкви) |
преемник президента (продолжатель) |
включить приемник (радио) |
преступить закон (нарушить) |
приступить к сочинению (начать) |
Во многих словах трудно установить значение приставок ПРЕ и ПРИ, поэтому правописание таких слов
надо запомнить.
4. Приставки, зависящие от ударения РАЗ-РАС, РОЗ-РОС
Торговля в розницу- огромная разница,
напитки в розлив- разлить воду,
ехать в розвальнях-развалиться в санях,
розданный материал- раздавать брошюры
Правописание не с именами существительными
НЕ пишется слитно |
НЕ пишется раздельно |
1.Имена существительные, которые без не неупотребляются, например: невежда, неверие,невзгода. |
1. Существительные, если имеется или подразумеваетсяпротивопоставление, например: Это неосторожность, а трусость. |
2.Существительные, которые в сочетании с неприобретают противоположное значение; обычно такие слова можно заменить синонимамибез не, например: неправда (ср.: ложь),неприятель (ср.: враг), несчастье (ср.: беда). |
2.Существительным в вопросительном предложении, если отрицание логически подчеркивается, например:Разве не правда чувствуется в его словах? Примечание. Если отрицание не подчеркивается, то употребляется слитное написание, например:Разве это неправда!(возможна замена: Разве это ложь!). |
3.Существительные, обозначающие лиц ивыражающие качественный оттенок; в сочетании с не образуются слова со значением противопоставления. Например: недемократ, нерусский, неспециалист. Примечание. У существительных с другим значением противопоставление выражается раздельно пишущейся частицей, а не приставкойне, например: Он готов писать все: стихи и нестихи, пьесы и не пьесы. Слитное написание встречается только в словах-терминах, например:неметаллы, неорганика. |
|
Правописание не с именами прилагательными
НЕ пишется слитно |
НЕ пишется раздельно |
1. Имена прилагательные, которые без нене употребляются, например: небрежный,невзрачный, неприязненный. |
1.Прилагательные, если имеется или подразумевается противопоставление, например: проблема не простая, а сложная; |
2. Прилагательные, которые в сочетании сне приобретают противоположное значение; обычно такие слова можно заменить синонимами без не. Например:небольшой (ср.: маленький) Примечание. Не всегда удается подобрать подобный синоним, но утвердительный оттенок значения, содержащийся в прилагательном, служит основанием для слитного написания, например: Кто-тонездешний в часовне на камне сидит. |
2. С относительными прилагательными,придавая отрицание выражаемому ими признаку, например: часы не золотые. Из качественных прилагательных сюда относятся прилагательные, которые обозначают цвет и которые в сочетании с не не образуют слов с противоположным значением, например:краска не синяя, переплет не желтый. При этом учитывается синтаксическая функция прилагательного: правило обычно распространяется на прилагательные в роли сказуемого, так как предполагаемое противопоставление придает высказыванию характер общеотрицательного суждения, выражаемого частицей не, но может не распространяться на прилагательные в роли определения. Ср.: эти люди не здешние – блистатьнездешней красотой; |
Различается противопоставление, выраженное союзом а, и противопоставление, выраженное союзом но. При первом один из двух противоположных друг другу признаков отрицается, а другой утверждается, например: река не глубокая, а мелкая; при втором нет противоположных друг другу понятий, они вполне совместимы, т.е. предмету одновременно приписываются два признака без отрицания одного из них, например: река неглубокая, но холодная. В первом случае не пишется отдельно, во втором – слитно. |
|
3. Если в качестве пояснительного слова выступает наречие меры и степени (весьма, крайне, очень, почти, наречное выражение в высшей степени и т.п.), например: весьма некрасивый поступок,крайне неуместный выпад, очень неудачное выступление, почти незнакомый текст, в высшей степенинеразборчивый почерк. |
3. При наличии в качестве пояснительных слов отрицательных местоимений и наречий (начинающихся с ни) или сочетаний далеко не, вовсе не, отнюдь не, например: никому неизвестный адрес, ни в чем не повинные люди,нисколько не понятное выражение, ничуть невредный напиток, далеко не простое решение,вовсе не бесплодные поиски, отнюдь не новый сюжет. |
При наличии в качестве пояснительного слова наречия совсем возможно как слитное, так и раздельное написание не с прилагательными, что связано с двумя значениями, в которых употребляется указанное наречие: 1. «совершенно, очень»; 2. «отнюдь», «никоим образом»; ср.: совсем ненужная встреча (совершенно ненужная, лишняя) – совсем не случайная встреча (отнюдь не случайная, на не падает логическое ударение). Двоякое толкование допускает и наречие вовсе: 1. «отнюдь»; 2. «совсем, совершенно» – в разговорном стиле речи;ср.: Против оживания он говорил сбивчиво, путался, приводил вовсе не убедительные доводы. – Авторами этих работ являются менее популярные или вовсе неизвестные ученые. Как и в случае с совсем,окончательное решение зависит от характера текста. |
|
|
4. Краткие прилагательные, которые не употребляются в полной форме или имеют в полной форме иное значение, например: не готов к отъезду,не должен так поступать. |
|
5. С прилагательным в вопросительном предложении, если отрицание логически подчеркивается, например: Не ясно ли это положение без всяких доказательств? Примечание. Если отрицание не подчеркивается, то употребляется слитное написание, например: Разве это положение неясно? Разве это утверждениеневерное! (возможна замена: Разве это утверждение ошибочное?) |
Двоякое написание встречается и в сочетаниях не со сравнительной степенью прилагательных, например: Эта заставка некрасивее той (более некрасива). – Эта заставка не красивее той (не обладает большей красотой) Раздельно пишется: не ниже, не выше, не лучше, не хуже, не ближе, не беднее и т.п. (частная форма написания не со сравнительной степенью прилагательных). Раздельно пишется не с формами больший, меньший, лучший, худший,например: с не меньшим успехом, с не лучшими шансами. |